Наверное, каждый из нас хорошо знает, как выглядит простое зеленое стекло, купить его очень просто, даже в продуктовом магазине в виде бутылки, ведь это распространенный материал. А если приглядеться к земле во дворе, то и там вы наверняка увидите многочисленные осколки такого же насыщенного цвета.
Но почему стекло зеленое? И отчего вообще зависит его оттенок? Создавая зеркала на заказ и стеклянные изделия, я открыл для себя немало удивительных секретов, о которых знает не каждый. И я с удовольствием расскажу вам об этом. Для начала проведем небольшой эксперимент.
Нам потребуется несколько кусочков зеленого стекла средней величины, можно добыть их, если аккуратно расколоть целый кусок. Теперь поглядите через один из них на нить лампы накаливания. Она, конечно, покажется нам вполне зеленой. Если наложить сверху второй фрагмент и снова направить на тот же объект, он будет видеться нам по-прежнему зеленым.
Но наложив три слоя стекла один на другой, можно заметить, что нить как будто потеряла свою окраску, став белесоватой. Но всё самое интересное начинается, если наблюдать через четыре слоя – появляется красноватый оттенок. А если через пять кусочков – она станет просто рубиновой!
Столь необычный эффект объясняется тем, что цвет стекла зеленый зависит от толщины материала и способен превращаться в красный. Это неожиданная особенность присуща не любому зеленоватому стеклу, а как раз самым простым и недорогим его сортам.
Любопытно, что данное свойство имеется и у природного красящего вещества – хлорофилла, которое делает растения зелеными. В этом несложно убедиться. Нужно сделать раствор хлорофилла, опустив листья в спирт, а затем не спеша перелить его в стакан, стоящий на белой бумаге. Поначалу дно покажется зеленоватым на просвет, но по мере утолщения слоя, раствор станет темно-красным.
Палитра стекла запутает нас еще больше, если мы снова возьмем фрагменты и после лампы понаблюдаем сквозь них за раскаленным концом кочерги. Хватит всего трех наложенных кусочков, чтобы убедиться – видимый цвет стал красно-рубиновым. Значит, дело не только в толщине стекла, но и в том, какой светящийся предмет мы глядим.
И вот затем нас ожидает еще один простой опыт и важный вывод. Если раскаленная кочерга видится красной через три стеклянных элемента, то остывающее железо мы наблюдаем таковым даже через два кусочка, а если подождать ещё, то уже через один зеленый слой конец кочерги окажется красным.
Так можно заключить, что чем горячее наблюдаемый предмет, тем толще нужно взять стекло для изменения его оттенка. Значит, и температура объекта может определяться по той самой стеклянной толщине, необходимой для перемены цвета.
На этом принципе устроен один простой, но остроумный прибор – пирометрический клин из зеленого стекла, который используется как раз для определения степени нагрева различных объектов. Один его конец тонкий, но толщина постепенно возрастет по длине. От одного его края к другому нанесена шкала температур.
Клин нужно передвигать внутри металлической оправы с отверстием для наблюдения за материалом, пока не изменится его видимый цвет. Тогда указатель на оправке встанет напротив значения температуры на шкале клина. Именно так с высокой степенью точности мастера определяют состояние расплавленного металла, например, в мартеновской печи.
Это его визуальная окраска за счет ионов хрома, железа и прочих элементов либо коллоидных частиц.
Простое силикатное стекло в отличие от обычного, кажется нам совсем бесцветным. Чтобы придать ему заданный оттенок (например, в декоративных целях), в процессе изготовления в стекломассу добавляют красящие вещества.
Но иногда требуется полностью прозрачный, белый материал и тогда его особым образом «осветляют», избавляют от нежелательных примесей.
Вот сколько всего необычного можно узнать, если просто взять цветное стекло и рассматривать сквозь него окружающий мир!